Меню сайта

Категории каталога

Мои статьи [165]
Новости стран СНГ [544]
Информация из стран СНГ
Планета [286]
международная информация
Литература [7]
творчество.стихи.проза

Наш опрос

Довольны ли Вы информированием о жизни стран СНГ?
Всего ответов: 44

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Locations of visitors to this page

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление помощника госсекретаря Фрида об администрации Медведева в России

Выступление помощника госсекретаря Фрида об администрации Медведева в России

(8 мая в Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе)

Государственный департамент США

Дэниэл Фрид, помощник государственного секретаря по делам Европы и Евразии

Выступление в Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе

Вашингтон, округ Колумбия

8 мая 2008 года

На подходе к администрации Медведева в России

Председатель Хейстингс и члены комиссии, благодарю вас за эту возможность выступить перед вами. Важность сегодняшней темы - "На подходе к администрации Медведева в России" - сама по себе очевидна. Вчера, 7 мая, в России вступил в должность новый президент - Дмитрий Медведев. Получив в декабре одобрение от тогдашнего президента Владимира Путина, Медведев объявил, что попросит Путина поработать премьер-министром. И все же мы можем лишь строить предположения о том, какие изменения произойдут в российской власти и в российской политике. Однако политика США останется последовательной: мы стремимся сотрудничать с правительством России во всех областях, где наши интересы пересекаются, и мы будем действовать так, работая с президентом Медведевым. И мы будем и впредь отстаивать наши принципы и поддерживать наших друзей, откровенно высказываясь о разногласиях, когда они возникают.

Мы руководствовались этим принципом на встрече в Сочи 6 апреля, когда президенты Буш и Путин издали декларацию, определяющую рамки стратегического сотрудничества между двумя нашими странами. В Декларации о стратегических рамках отношений излагаются ключевые элементы новых и текущих стратегических инициатив между двумя странами, в том числе шаги по укреплению безопасности перед лицом новых и возникающих угроз; предотвращению распространения оружия массового уничтожения; борьбе с глобальным терроризмом; развитию экономического сотрудничества.

В разделе "укрепление безопасности" руководители признали необходимость уйти от стратегических принципов холодной войны, коренившихся в политических отношениях принципиального соперничества и зыбкого баланса взаимного уничтожения, сосредоточиться на сотрудничестве перед лицом общих угроз, с которыми сегодня сталкиваются обе наши страны. К ним относится угроза распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. С этой целью президенты Буш и Путин еще раз подтвердили свое намерение осуществлять сокращения стратегических наступательных вооружений до минимального возможного уровня, соответствующего требованиям национальной безопасности и союзническим обязательствам. Соединенные Штаты продолжат работать с Россией над подготовкой юридически обязывающего соглашения вместо СНВ. Мы договорились усилить наш диалог по вопросам сотрудничества в области противоракетной обороны, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В Декларации о стратегических рамках также признается, что Соединенные Штаты и Россия будут сотрудничать, чтобы не допустить того, чтобы поставки оружия способствовали развитию и укреплению военных потенциалов, которые подрывают региональную и международную безопасность и стабильность. Наконец, мы договорились сообща добиваться того, чтобы обычное оружие не попадало к террористам.

Предотвращение распространения оружия массового уничтожения - ключевой элемент Декларации о стратегических рамках. Декларация подтверждает нашу приверженность широкому кругу мероприятий против распространения вооружений, включая американо-российское Заявление от 3 июля 2007 года о совместных действиях по укреплению режима нераспространения ядерного оружия и расширению ядерной энергетики без распространения потенциально опасных технологий топливного цикла; Глобальное партнерство в области ядерной энергии, которое поддерживает разработку следующего поколения надежных и безопасных гражданских ядерных ресурсов; Глобальную инициативу по борьбе с ядерным терроризмом, которая объединяет 67 стран в их стремлении не позволить террористам приобрести ядерное оружие; инициативы по созданию надежного доступа к ядерному топливу без риска распространения; вступление в силу Соглашения о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии; завершение к концу 2008 года согласованных обновлений в системе ядерной безопасности согласно выдвинутой двумя президентами Братиславской инициативе в области ядерной безопасности и их продолжении в будущем.

В отношении иранской ядерной программы Соединенные Штаты и Россия по-прежнему привержены дипломатическим усилиям по достижению согласованного решения, гарантирующего, что иранская ядерная программа будет осуществляться исключительно в мирных целях. Мы поставили одну и ту же цель - не позволить Ирану создать потенциал ядерного оружия, - хотя в тактике мы несколько расходимся. Для этого Иран обязан выполнить требования Совета управляющих МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН, в том числе его резолюции о санкциях 1737, 1747 и 1803, которые требуют полной и проверяемой приостановки деятельности, связанной с обогащением ядерных материалов. С этой целью мы работаем с Россией в группе "П5+1". А в отношении северокорейской ядерной программы Соединенные Штаты и Россия продолжат сотрудничество в выполнении резолюции 1718 Совета Безопасности ООН и Шестисторонних соглашений о программах этой страны в области ядерного оружия и в других областях. Наша конечная общая цель - безъядерный статус Корейского полуострова.

В Сочи президенты Буш и Путин также подтвердили российско-американское партнерство против терроризма. В борьбе с этой общей глобальной угрозой мы будем работать с Россией над активизацией наших двусторонних усилий, отчасти путем усиления американо-российской Рабочей группы по борьбе с терроризмом, и наших многосторонних усилий, в том числе путем дальнейшего партнерства в ООН и других структурах, подобных ОБСЕ, Совету Россия-НАТО, "Группе восьми" и Глобальной инициативе по борьбе с ядерным терроризмом. Наши усилия будут направлены как против самих террористических групп, так и против их финансовой и преступной деятельности.

Декларация о стратегических рамках также обязывает два правительства стремиться расширять экономическое сотрудничество. Два президента согласовали шаги, которые их правительства будут предпринимать для углубления экономических связей, как по частным, так и по государственным каналам, для устранения преград на пути торговли и инвестиций и для укрепления институтов, которые обеспечат доверие, определенность и предсказуемость на рынках России и США. Соединенные Штаты и Россия настроены как можно скорее и на условиях, имеющих коммерческий смысл, добиваться вступления России в ВТО. Мы также будем укреплять американо-российское экономическое и деловое взаимодействие, в том числе путем создания новых диалогов между деловыми кругами и между правительствами. 28 апреля мы провели первое заседание нашего экономического диалога. Он направлен на выявление областей, где наши законы и нормативные акты препятствуют торговле и инвестициям, улучшение прозрачности условий для бизнеса и инвестиций, укрепление законности. Чтобы обеспечить стабильные и предсказуемые условия для инвестиций и укрепить доверие инвесторов, Соединенные Штаты и Россия будут продвигаться к заключению нового двустороннего договора об инвестициях.

Наконец, в Декларации о стратегических рамках президенты Буш и Путин признали, что сотрудничество в области энергетики остается направлением, обладающим значительным потенциалом и для Соединенных Штатов, и для России. В результате руководители поручили американо-российской группе по энергетике найти способы укрепления энергетической безопасности и разнообразия поставок энергоносителей по экономически целесообразным маршрутам с использованием средств транспортировки в соответствии с выработанными "Группой восьми" в Санкт-Петербурге принципами содействия диверсификации, неприкосновенности контрактов и прозрачности отношений между поставщиками и потребителями. Мы намерены усилить американо-российское сотрудничество в области энергетики посредством нового, более структурированного энергетического диалога, который будет ориентирован на расширение энергоснабжения при соблюдении требований охраны окружающей среды при разработке новых источников энергии с малыми углеродными выбросами. Как заявили в Сочи президенты Буш и Путин, Соединенные Штаты и Россия будут сотрудничать по инициативам в области энергосбережения, а также в развитии экологически чистых угольных технологий и инициатив по топливным элементам.

Заключительным элементом в предусмотренной Стратегическими рамками "дорожной карте" будущих американо-российских отношений является область "борьбы с изменением климата". В этой сфере президенты Буш и Путин заявили, что мы будем работать вместе со всеми ведущими странами над продвижением ключевых элементов переговоров по Рамочной конвенции ООН об изменении климата, чтобы достичь всеобъемлющих рамок на период после 2012 года.

При четком изложении многочисленных областей будущего российско-американского сотрудничества в Декларации о стратегических рамках откровенно признаются разногласия между двумя странами, в том числе по расширению НАТО, режиму ДОВСЕ и некоторым направлениям военной деятельности в космосе. Примечательно, что в Декларации о стратегических рамках зафиксирован прогресс в одной из областей, некогда вызывавших острые разногласия: противоракетной обороне. Оба руководителя выразили заинтересованность в создании системы реагирования на потенциальные ракетные угрозы, в которой Россия, Соединенные Штаты и Европа будут участвовать как равные партнеры. Россия ясно дала понять, что не согласится с решением о размещении объектов в Польше и Чехии и еще раз подтвердила предложенную ею альтернативу - предоставить Соединенным Штатам доступ к российским радиолокационным станциям в Азербайджане и на юге России в обмен на отказ от дальнейших действий по размещению объектов в Центральной и Восточной Европе. Соединенные Штаты предложили меры по снятию российских озабоченностей, а Россия в Декларации о стратегических рамках заявила, что если такие меры будут согласованы и реализованы, они будут полезны и важны. Поскольку первоначально Россия враждебно относилась к американским планам в области противоракетной обороны, такая формулировка знаменует значительное достижение, которое мы надеемся закрепить, что приведет к стратегическому сотрудничеству с Россией, а также с НАТО в области противоракетной обороны.

Документ о стратегических рамках будет служить Соединенным Штатам и России повесткой дня и "дорожной картой" в процессе передачи власти в России и избирательной кампании у нас. Декларация о стратегических рамках также обязывает оба правительства соблюдать законность, международное право, права человека, толерантное отношение к многообразию, политическую свободу и рыночный подход к экономической политике и практике. Мы намерены добиваться выполнения этих обязательств администрацией Медведева. Соединенные Штаты хотят, чтобы Россия была партнером в мировых делах, и мы хотим, чтобы Россия была сильной - но сильной с точки зрения 21-го века: с сильными демократическими и независимыми институтами в органах власти и вне этих органов. Мы не освобождаем Россию от обязанности соблюдать основополагающие свободы, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека ООН, и мы также имеем в виду Россию, когда говорим, что свобода раскрывает потенциал граждан для содействия успеху их стран. Мы стремимся к открытому миру, для которого характерны партнерства с одинаково настроенными странами.

Сегодня Россия является гораздо более свободной страной, чем когда бы то ни было в советские времена. Но для великой страны это низкая планка. И мы озабочены последовательным ухудшением положения с правами человека и соблюдением демократических свобод в России. Недавние выборы усилили эту озабоченность. В декабре Россия провела выборы в Государственную Думу, которые, по заключению международных наблюдателей, не были справедливыми и не соответствовали стандартам демократических выборов. Президентские выборы в марте получили такую же оценку. Декабрьские выборы в Государственную Думу ознаменовались проблемами в период предвыборной кампании и в день голосования, в том числе злоупотреблением административными ресурсами, пристрастностью СМИ в пользу "Единой России" и президента Путина, преследованием оппозиционных партий, отсутствием равных возможностей для оппозиции при регистрации и проведении кампаний и подделкой бюллетеней.

Проблемы с президентскими выборами были также связаны со строгими требованиями к регистрации кандидатов. Потенциальные кандидаты в президенты от политических партий, не представленных в Думе, должны были собрать не менее двух миллионов подписей сторонников по всей страны, чтобы зарегистрироваться для участия в президентских выборах. Независимые кандидаты также были обязаны представить подписи в Центральную избирательную комиссию (ЦИК), чтобы получить право баллотироваться. Кандидат не допускался к выборам, если ЦИК обнаруживал, что более 5 процентов этих подписей недействительны. И наоборот, партии, представленные в Думе, имели возможность выдвигать кандидатов в президенты без сбора и представления подписей. Вследствие этих требований ведущие оппозиционные деятели либо решили не баллотироваться, либо, как это было в случае с бывшим премьер-министром Михаилом Касьяновым, ЦИК не допустил их к выборам. Госсекретарь Райс отметила, что президентские выборы фактически вообще не были состязательными.

Выступая перед вами в мае прошлого года, я говорил, что мы рассчитываем на подключение Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ к предстоящим в России думским и президентским выборам. Я отметил, что мы также ценим вклад Парламентской ассамблеи ОБСЕ в работу ОБСЕ по наблюдению за выборами и ее совместные усилия с БДИПЧ. Соединенные Штаты продолжают поддерживать работу БДИПЧ ОБСЕ; его механизмы наблюдения за выборами пользуются широким уважением. Поэтому глубоким разочарованием было то, что представители российского ЦИК выдвинули беспрецедентные условия приглашения БДИПЧ для наблюдения за думскими и президентскими выборами. Российский ЦИК пригласил наблюдателей БДИПЧ на декабрьские выборы в Думу не в момент назначения даты выборов, а за считанные недели до дня выборов. Это фактически не позволило БДИПЧ направить миссию по оценке потребностей и определить, какого рода миссия нужна для наблюдения за выборами. Еще тревожнее то, что в направленном ЦИК приглашении содержались беспрецедентные условия по числу наблюдателей, которые могут участвовать, времени, когда они могут начать наблюдение, и местам, которые они смогут посетить в стране. В результате БДИПЧ решило, что не имеет возможности организовать действенную миссию, и никого не прислало для наблюдения за выборами. Аналогичная ситуация сложилась на президентских выборах в марте, когда БДИПЧ вновь решило, что введенные ограничения исключают эффективную оценку. Минувший избирательный период в России вызвал озабоченность не только в связи с доступом международных наблюдателей и проведением выборов.

Нас также встревожило усиливающееся сужение пространства для политической оппозиции и гражданского общества. Оппозиционные партии сообщали о преследовании и запугивании со стороны официальных структур, а во многих регионах и о невозможности получать разрешения на митинги. Ввиду изменений в законах о выборах Владимир Рыжков, оппозиционный член российского парламента, не смог вернуться в Думу. Его партии, Республиканской партии России, было отказано в регистрации, а независимым кандидатам баллотироваться не разрешалось. Еще более тревожно то, что такие оппозиционные лидеры, как Максим Резник, лидер Санкт-Петербургского отделения либеральной оппозиционной партии "Яблоко", задерживались и арестовывались по сомнительным обвинениям. Злоупотребление вызывающим тревогу законом об экстремизме, в котором экстремизм определяется настолько широко, что к нему можно отнести критику государственных должностных лиц и "социальных групп", также способствует сжатию политического пространства. На протяжении последней избирательной кампании несколько активистов оппозиционных партий и тяготеющих к оппозиции средств массовой информации подверглись конфискации агитационных материалов или выпусков газет для "изучения" того, не были ли они "экстремистскими".

Неправительственные организации также сталкиваются с усиливающимся давлением. В 2006 году российское правительство ввело в действие закон, жестко регулирующий деятельность НПО и обязывающий их регистрироваться в Федеральной службе регистрации. Закон также требует, чтобы НПО представляли подробные отчеты о своей структуре, деятельности, руководстве и финансах. В нем предусматриваются инвазивные средства, позволяющие государственным должностным лицам отслеживать деятельность неправительственных организаций. В результате многие НПО сообщили, что проявляют все большую осторожность при получении иностранного финансирования, а несколько организаций ограничивают свою деятельность политически менее острыми вопросами. Эти жесткие нормы регулирования и требования к отчетности подрывают способность НПО осуществлять свою работу.

Усиливающееся давление на российских журналистов тоже вызывает тревогу. Сегодня в России, хотя в интернете продолжают работать сильные и, в основном, независимые СМИ, к сожалению, большинство общенациональных электронных СМИ - главных источников новостей - находятся в руках правительства или в руках структур, связанных с Кремлем. Некоторые НПО утверждают, что власти начали выборочно брать на прицел средства массовой информации и организации, которые выступают против администрации президента, проводя рейды якобы на предмет выявления пиратских компьютерных программ. Прессу пугают и сдерживают нападения на журналистов, в том числе жестокие и до сих пор не расследованные убийства Пола Хлебникова и Анны Политковской, наряду со многими другими.

Параллельно этим тревожным недавним тенденциям во внутренней политике России нас также беспокоят непростые отношения России с ее соседями, особенно с такими, как Грузия и Украина, которые предпочитают стремиться к более тесным евроатлантическим связям. Российская сторона высказала возражения против членства в НАТО для Грузии и Украины в жесткой форме, как публично, так и на конфиденциальных встречах. На наш взгляд, России нечего бояться расширения НАТО. Демократические и мирные страны на границах России никому не угрожают и являются хорошими соседями для России и для всех нас. Фактически отчасти благодаря расширению НАТО западные рубежи России никогда не были такими безопасными и благополучными. Более того, Россия является партнером НАТО по широкому кругу вопросов, представляющих общий интерес, таких, как борьба с наркотиками и антитеррористические операции, по линии Совета Россия-НАТО. Мы призываем Россию расширять работу с нами и НАТО над общими проблемами.

По ряду вопросов, таких, как Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), у нас с Россией сохраняются серьезные разногласия. Что касается ДОВСЕ, то НАТО одобрило предложение США о параллельных действиях по выходу из тупика вокруг ДОВСЕ. Мы сожалеем о том, что Россия в одностороннем порядке приостановила выполнение своих обязательств по этому обязывающему договору, и хотим сохранить жизнеспособность режима безопасности ДОВСЕ. С этой целью мы стремимся обеспечить ратификацию Адаптированного договора всеми государствами-участниками, а также выполнение Россией оставшихся Стамбульских обязательств, относящихся к выводу ее войск из Молдовы и Грузии.

Наиболее острая проблема в том, что усиливающаяся со стороны России поддержка сепаратистских режимов в грузинских регионах - Южной Осетии и Абхазии - и в Приднестровской области Молдовы чревата разжиганием серьезной нестабильности. В частности, недавние решения России повысить уровень отношений с властями Абхазии и Южной Осетии и усилить свое военное присутствие в Абхазии грозят эскалацией напряженности в регионе, который и без того нестабилен. 6 марта Россия в одностороннем порядке вышла из режима экономических и военных санкций Содружества Независимых Государств (СНГ) в отношении сепаратистского грузинского региона Абхазии. Хотя мы признаем полученные от представителей российского правительства заверения в том, что Россия продолжит придерживаться военных санкций в отношении Абхазии, отмена санкций СНГ вызвала озабоченность в связи с военной прозрачностью в регионе. 16 апреля президент Путин направил российскому правительству указания об отношениях с Абхазией и Южной Осетией. Правительству России поручено "создать" механизмы для оказания ряда государственных услуг жителям Абхазии и Южной Осетии, в особенности российским гражданам, включая содействие торговле, обмены в сфере науки и образования и консульские услуги. Документ также предписывает российским министерствам установить прямые контакты со своими коллегами в сепаратистских регионах и признавать документы, выданные сепаратистскими властями, официальными. Эти шаги были предприняты без одобрения грузинским правительством сразу после того, как абхазские власти фактически отвергли грузинское мирное предложение о предоставлении Абхазии максимальной автономии в составе Грузии. Эти президентские поручения вызывают серьезные вопросы о роли России как нейтрального посредника в мирном процессе под эгидой ООН. 21 апреля российский истребитель сбил грузинский беспилотный летательный аппарат над территорией Грузии. 29 апреля Россия ввела в Абхазию дополнительные войска. Мы по-прежнему глубоко озабочены тем, что эти недавние перемены могут дестабилизировать обстановку на Кавказе.

Мы будем и впредь призывать президента Медведева отменить президентские поручения по Абхазии и Южной Осетии и конструктивно работать над новыми инициативами грузинского правительства о содействии политическому урегулированию конфликтов и прекращении карательных российских санкций против Грузии. Интересам американо-российских отношений и Кавказского региона в целом наилучшим образом отвечает ситуация, когда мы сообща стремимся найти решение, которое обеспечит мир и стабильность в регионе.

В таком же духе Соединенные Штаты и европейские страны с озабоченностью высказываются об использовании Россией энергетического фактора для оказания давления на своих соседей, в том числе отключении подачи газа на Украину в 2006 году. Для смягчения этой проблемы мы работаем с Россией по линии саммитов "Группы восьми", призывая привести энергетическую политику в соответствие с выработанными в 2006 году принципами энергетической безопасности, включая открытые, прозрачные, эффективные и конкурентные рынки для производства, поставок, потребления, передачи и транзита энергии, что является ключевым фактором глобальной энергетической безопасности. Члены "Группы восьми" доложат о достигнутом прогрессе в реализации этих принципов на совещании министров энергетики "Большой восьмерки" в 2008 году. Мы также продолжим призывать Россию направлять на рынки больше своих нефтегазовых ресурсов на открытой, свободной и конкурентной основе.

Господин председатель, я сделал обзор состояния наших отношений с Россией на момент вступления в должность президента Медведева. В этих отношениях есть свои трудности, но есть и определенная перспектива. У нас есть разногласия и опасения. Но хотя я не хочу строить предположения о том, какими будут приоритеты президента Медведева. Следует отметить речь, с которой выступил 15 февраля в российском городе Красноярске тогда еще кандидат в президенты Медведев. Он сказал, что для экономической модернизации России потребуются укрепление власти закона, кампания против коррупции, защита прав собственности и инвестиции в человеческий капитал. Мы приветствуем предположение о том, что президент Медведев видит будущее России в этом прогрессивном русле, и готовы работать с ним над реализацией этой программы и внешнеполитической повестки дня, основанной на современном представлении о месте России в мире и ее отношениях со своими соседями.

Господин председатель, члены Комиссии, я благодарен за возможность выступить перед вами сегодня.

(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov/russian/)

(8 мая в Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе)

Государственный департамент США

Дэниэл Фрид, помощник государственного секретаря по делам Европы и Евразии

Выступление в Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе

Вашингтон, округ Колумбия

8 мая 2008 года

На подходе к администрации Медведева в России

Председатель Хейстингс и члены комиссии, благодарю вас за эту возможность выступить перед вами. Важность сегодняшней темы - "На подходе к администрации Медведева в России" - сама по себе очевидна. Вчера, 7 мая, в России вступил в должность новый президент - Дмитрий Медведев. Получив в декабре одобрение от тогдашнего президента Владимира Путина, Медведев объявил, что попросит Путина поработать премьер-министром. И все же мы можем лишь строить предположения о том, какие изменения произойдут в российской власти и в российской политике. Однако политика США останется последовательной: мы стремимся сотрудничать с правительством России во всех областях, где наши интересы пересекаются, и мы будем действовать так, работая с президентом Медведевым. И мы будем и впредь отстаивать наши принципы и поддерживать наших друзей, откровенно высказываясь о разногласиях, когда они возникают.

Мы руководствовались этим принципом на встрече в Сочи 6 апреля, когда президенты Буш и Путин издали декларацию, определяющую рамки стратегического сотрудничества между двумя нашими странами. В Декларации о стратегических рамках отношений излагаются ключевые элементы новых и текущих стратегических инициатив между двумя странами, в том числе шаги по укреплению безопасности перед лицом новых и возникающих угроз; предотвращению распространения оружия массового уничтожения; борьбе с глобальным терроризмом; развитию экономического сотрудничества.

В разделе "укрепление безопасности" руководители признали необходимость уйти от стратегических принципов холодной войны, коренившихся в политических отношениях принципиального соперничества и зыбкого баланса взаимного уничтожения, сосредоточиться на сотрудничестве перед лицом общих угроз, с которыми сегодня сталкиваются обе наши страны. К ним относится угроза распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. С этой целью президенты Буш и Путин еще раз подтвердили свое намерение осуществлять сокращения стратегических наступательных вооружений до минимального возможного уровня, соответствующего требованиям национальной безопасности и союзническим обязательствам. Соединенные Штаты продолжат работать с Россией над подготовкой юридически обязывающего соглашения вместо СНВ. Мы договорились усилить наш диалог по вопросам сотрудничества в области противоракетной обороны, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. В Декларации о стратегических рамках также признается, что Соединенные Штаты и Россия будут сотрудничать, чтобы не допустить того, чтобы поставки оружия способствовали развитию и укреплению военных потенциалов, которые подрывают региональную и международную безопасность и стабильность. Наконец, мы договорились сообща добиваться того, чтобы обычное оружие не попадало к террористам.

Предотвращение распространения оружия массового уничтожения - ключевой элемент Декларации о стратегических рамках. Декларация подтверждает нашу приверженность широкому кругу мероприятий против распространения вооружений, включая американо-российское Заявление от 3 июля 2007 года о совместных действиях по укреплению режима нераспространения ядерного оружия и расширению ядерной энергетики без распространения потенциально опасных технологий топливного цикла; Глобальное партнерство в области ядерной энергии, которое поддерживает разработку следующего поколения надежных и безопасных гражданских ядерных ресурсов; Глобальную инициативу по борьбе с ядерным терроризмом, которая объединяет 67 стран в их стремлении не позволить террористам приобрести ядерное оружие; инициативы по созданию надежного доступа к ядерному топливу без риска распространения; вступление в силу Соглашения о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии; завершение к концу 2008 года согласованных обновлений в системе ядерной безопасности согласно выдвинутой двумя президентами Братиславской инициативе в области ядерной безопасности и их продолжении в будущем.

В отношении иранской ядерной программы Соединенные Штаты и Россия по-прежнему привержены дипломатическим усилиям по достижению согласованного решения, гарантирующего, что иранская ядерная программа будет осуществляться исключительно в мирных целях. Мы поставили одну и ту же цель - не позволить Ирану создать потенциал ядерного оружия, - хотя в тактике мы несколько расходимся. Для этого Иран обязан выполнить требования Совета управляющих МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН, в том числе его резолюции о санкциях 1737, 1747 и 1803, которые требуют полной и проверяемой приостановки деятельности, связанной с обогащением ядерных материалов. С этой целью мы работаем с Россией в группе "П5+1". А в отношении северокорейской ядерной программы Соединенные Штаты и Россия продолжат сотрудничество в выполнении резолюции 1718 Совета Безопасности ООН и Шестисторонних соглашений о программах этой страны в области ядерного оружия и в других областях. Наша конечная общая цель - безъядерный статус Корейского полуострова.

В Сочи президенты Буш и Путин также подтвердили российско-американское партнерство против терроризма. В борьбе с этой общей глобальной угрозой мы будем работать с Россией над активизацией наших двусторонних усилий, отчасти путем усиления американо-российской Рабочей группы по борьбе с терроризмом, и наших многосторонних усилий, в том числе путем дальнейшего партнерства в ООН и других структурах, подобных ОБСЕ, Совету Россия-НАТО, "Группе восьми" и Глобальной инициативе по борьбе с ядерным терроризмом. Наши усилия будут направлены как против самих террористических групп, так и против их финансовой и преступной деятельности.

Декларация о стратегических рамках также обязывает два правительства стремиться расширять экономическое сотрудничество. Два президента согласовали шаги, которые их правительства будут предпринимать для углубления экономических связей, как по частным, так и по государственным каналам, для устранения преград на пути торговли и инвестиций и для укрепления институтов, которые обеспечат доверие, определенность и предсказуемость на рынках России и США. Соединенные Штаты и Россия настроены как можно скорее и на условиях, имеющих коммерческий смысл, добиваться вступления России в ВТО. Мы также будем укреплять американо-российское экономическое и деловое взаимодействие, в том числе путем создания новых диалогов между деловыми кругами и между правительствами. 28 апреля мы провели первое заседание нашего экономического диалога. Он направлен на выявление областей, где наши законы и нормативные акты препятствуют торговле и инвестициям, улучшение прозрачности условий для бизнеса и инвестиций, укрепление законности. Чтобы обеспечить стабильные и предсказуемые условия для инвестиций и укрепить доверие инвесторов, Соединенные Штаты и Россия будут продвигаться к заключению нового двустороннего договора об инвестициях.

Наконец, в Декларации о стратегических рамках президенты Буш и Путин признали, что сотрудничество в области энергетики остается направлением, обладающим значительным потенциалом и для Соединенных Штатов, и для России. В результате руководители поручили американо-российской группе по энергетике найти способы укрепления энергетической безопасности и разнообразия поставок энергоносителей по экономически целесообразным маршрутам с использованием средств транспортировки в соответствии с выработанными "Группой восьми" в Санкт-Петербурге принципами содействия диверсификации, неприкосновенности контрактов и прозрачности отношений между поставщиками и потребителями. Мы намерены усилить американо-российское сотрудничество в области энергетики посредством нового, более структурированного энергетического диалога, который будет ориентирован на расширение энергоснабжения при соблюдении требований охраны окружающей среды при разработке новых источников энергии с малыми углеродными выбросами. Как заявили в Сочи президенты Буш и Путин, Соединенные Штаты и Россия будут сотрудничать по инициативам в области энергосбережения, а также в развитии экологически чистых угольных технологий и инициатив по топливным элементам.

Заключительным элементом в предусмотренной Стратегическими рамками "дорожной карте" будущих американо-российских отношений является область "борьбы с изменением климата". В этой сфере президенты Буш и Путин заявили, что мы будем работать вместе со всеми ведущими странами над продвижением ключевых элементов переговоров по Рамочной конвенции ООН об изменении климата, чтобы достичь всеобъемлющих рамок на период после 2012 года.

При четком изложении многочисленных областей будущего российско-американского сотрудничества в Декларации о стратегических рамках откровенно признаются разногласия между двумя странами, в том числе по расширению НАТО, режиму ДОВСЕ и некоторым направлениям военной деятельности в космосе. Примечательно, что в Декларации о стратегических рамках зафиксирован прогресс в одной из областей, некогда вызывавших острые разногласия: противоракетной обороне. Оба руководителя выразили заинтересованность в создании системы реагирования на потенциальные ракетные угрозы, в которой Россия, Соединенные Штаты и Европа будут участвовать как равные партнеры. Россия ясно дала понять, что не согласится с решением о размещении объектов в Польше и Чехии и еще раз подтвердила предложенную ею альтернативу - предоставить Соединенным Штатам доступ к российским радиолокационным станциям в Азербайджане и на юге России в обмен на отказ от дальнейших действий по размещению объектов в Центральной и Восточной Европе. Соединенные Штаты предложили меры по снятию российских озабоченностей, а Россия в Декларации о стратегических рамках заявила, что если такие меры будут согласованы и реализованы, они будут полезны и важны. Поскольку первоначально Россия враждебно относилась к американским планам в области противоракетной обороны, такая формулировка знаменует значительное достижение, которое мы надеемся закрепить, что приведет к стратегическому сотрудничеству с Россией, а также с НАТО в области противоракетной обороны.

Документ о стратегических рамках будет служить Соединенным Штатам и России повесткой дня и "дорожной картой" в процессе передачи власти в России и избирательной кампании у нас. Декларация о стратегических рамках также обязывает оба правительства соблюдать законность, международное право, права человека, толерантное отношение к многообразию, политическую свободу и рыночный подход к экономической политике и практике. Мы намерены добиваться выполнения этих обязательств администрацией Медведева. Соединенные Штаты хотят, чтобы Россия была партнером в мировых делах, и мы хотим, чтобы Россия была сильной - но сильной с точки зрения 21-го века: с сильными демократическими и независимыми институтами в органах власти и вне этих органов. Мы не освобождаем Россию от обязанности соблюдать основополагающие св

Категория: Мои статьи | Добавил: pravda-sng (13.05.2008)
Просмотров: 770 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]